Вы купите на зиму промокающую обувь на тонкой и скользкой подошве? Конечно нет! Вы не купите её, даже если она стоит в 2 раза дешевле, чем другая. Однако есть владельцы, которые «обувают» свою технику аналогичным образом, потому что для них, как для покупателя, цена была самым важным критерием выбора.
Мы говорим о лучшей и более дешёвой работе строительной техники не тогда, когда нам удалось купить самые дешёвые шины на рынке, а когда почасовая стоимость шин достигает наименьшего значения.
Как рассчитывается? К цене шин следует добавить стоимость их ремонта и стоимость простоя машины, связанную с шинами. Это значение следует разделить на количество отработанных часов.
Стоимость шин будет самой низкой, когда:
Шины для строительной техники должны соответствовать многим требованиям:
Чтобы почасовая стоимость шин была наименьшей, необходимо найти разумный компромисс между этими требованиями и ценой. Это возможно, если взглянуть на многие параметры шин, доступных на рынке.
Колёсные погрузчики среднего размера, например Cat 962, Komatsu WA380, Volvo L120 и Liebherr 556, имеют 25-дюймовые колеса. Они оснащены шинами с диагональю 23,5-25, радиальными шинами 23,5-R25 или низкопрофильными радиальными шинами 750/65 R25.
Цена такой шины зависит от условий эксплуатации и марки производителя. Например, шина для работы на строительной площадке (код L3 согласно классификации TRA) может стоить от 15 до 60 тысяч. Цена «каменной» шины, т.е. для работы в карьере (код L5), может превышать 120 000 рублей. Поэтому соблазн купить 4 более дешёвые шины очень велик.
Условия гарантии являются важной частью услуги по поставке шин. Вы должны знать их, прежде чем принимать решение о покупке. Вам также следует оценить риск того, сможет ли продавец выполнить гарантийное обязательство в случае возникновения проблем.
Гарантия обычно действует в течение года или более с даты продажи, но может случиться, что продавец установит дату изготовления как начало гарантийного периода. Вы должны узнать это, потому что большие шины производятся партиями каждые несколько месяцев или даже раз в несколько лет.
Если замена шины по гарантии зависит от выплаты пользователю суммы, соответствующей проценту износа некачественной шины, следует согласовать метод измерения этого расхода.
Привлекательная цена и хорошие условия гарантии могут оказаться недостаточными аргументами для того, чтобы считать покупку выгодной. Если шина будет использоваться в течение следующих нескольких лет, она будет бесполезна, если была изготовлена много лет назад и хранилась в неподходящих условиях.
Шины для легковых автомобилей имеют символ DOT, последние четыре цифры которого обозначают календарную неделю и год выпуска. Например, DOT ... 5108 означает, что шина была изготовлена на 51 неделе 2008 года.
Некоторые производители шин для спецтехники также используют этот метод маркировки даты производства, установленной Министерством транспорта США. Продавец шин должен записать в условиях гарантии или в счете-фактуре дату изготовления шины и убедиться, что она хранилась в соответствии с требованиями производителя шины.
Шины, рекомендованные к вашей технике, должны подходить к диску и вписываться в колёсные арки. Производитель выбирает размер, обеспечивающий передачу максимальной нагрузки, возникающей в машине. Он определяет их, зная распределение массы машины и массы груза по отдельным колесам.
Все производители используют один и тот же способ маркировки размера шин. Размер шины определяется её шириной в дюймах или миллиметрах и номинальным диаметром диска в дюймах, на котором должна работать шина.
Например, 23,5-25 - это диагональная шина с шириной 23,5 дюйма и диаметром обода 25 дюймов. Шины с радиальной конструкцией обозначены буквой R между этими размерами. Например, 23,5 - R25.
Шины с низким профилем имеют ширину, указанную в миллиметрах, и дополнительно помечаются косой чертой и умножаются на 100 как отношение высоты сечения шины к её ширине. Например, 750/65-R25 означает, что высота поперечного сечения шины составляет 0,65.
Этот параметр может стать источником дорогостоящих проблем при замене шин по отдельности или установке шин разных производителей или с разными конструкциями на отдельные ведущие оси.
Окружность качения - это расстояние, на которое машина будет двигаться после одного оборота колеса. Goodyear определяет этот параметр шины как число оборотов на километр. В математическом смысле окружность качения = 1000/оборотов на километр.
Шины с одинаковым номинальным размером могут иметь разную окружность качения. Установка шин с слишком низкой окружностью может иметь негативные последствия:
Радиальная окружность качения шины не изменяется с износом протектора. Эксперимент, подтверждающий этот тезис, был проведён инженерами Volvo Articulated Haulers. Они измерили окружность качения 2х частично изношенных радиальных шин Goodyear RL-2+. Они были подвергнуты одинаковой нагрузке и накачаны до одинакового давления 3,5 бар. Окружность качения шины с глубиной протектора 37 мм составляла 5170 мм. Другая шина была более изношенной и имела протектор глубиной 15 мм. Её окружность качения составляла 5154 мм. Таким образом, опыт показал разницу в 16 мм, что составляет около 0,3%, хотя внешний диаметр шины был на 2×(37–15) = 44 мм меньше.
Наиболее общее разделение шин в соответствии с типом машин и работ, для которых они предназначены, определяется TRA (Tire & Rim Association). Следующие маркировки можно найти на шине:
Рядом с буквой стоит число, которое обычно указывает на глубину протектора шины. Например, число 4 означает, что протектор в 1,5 раза глубже по сравнению с обычной шиной, а число 5 означает глубину в 2,5 раза. Шины с обычной глубиной протектора для данного производителя обозначены цифрами 2 или 3. Большая глубина протектора означает большую устойчивость к порезам и меньший перегрев.
Некоторые шины предназначены для разных типов машин и имеют двойную маркировку, например L3/E3.
После выбора шины, подходящей для типа машины и типа работы, вы должны решить, должна ли шина иметь радиальную или диагональную конструкцию.
Радиальные шины чаще используются в строительной технике, чем диагональные. Их преимущество перед диагональными шинами обусловлено следующими свойствами:
Диагональные шины используются, когда преимущества радиальных шин в некоторых случаях незначительны или являются недостатком.
Например, шины Goodyear с диагональю 35/65‑33 L5 были установлены на погрузчике Volvo L350F в гранитной шахте из-за более высокой жёсткости боковых сторон. Прогиб, меньший, чем у радиальной шины, обеспечивает большую устойчивость машины при транспортировке нескольких десятков тонн каменных блоков.
В итоге:
Теперь вам нужно попросить экспертов нескольких поставщиков предложить правильную шину из их ассортимента. Было бы хорошо, если бы они хотели помочь вам собрать наиболее точные требования к будущей эксплуатации, даже если окажется, что они не смогут их удовлетворить. Более подробные требования - это, прежде всего, максимальная и средняя нагрузка на шины во время эксплуатации и средняя скорость машины.
К сожалению, производители машин не облегчают пользователям выбор шин. В технических характеристиках погрузчиков и в руководствах оператора мы не нашли распределения нагрузки на оси даже для ненагруженных машин.
Следовательно, возможно независимое использование значений предоставленных производителем шин, при условии, что данные о нагрузке на ось «принудительно» получены от производителя техники. Шинный дилер должен знать о нагрузках на шины на вашей машине, если он хочет продать их вам.
На некоторых шинах допустимая нагрузка показана не с использованием этих кодов, а в виде одной или нескольких звездочек.
Диагональная нагрузка на шину отображается кодом PR (Play Rating). Значение нагрузки, соответствующее номеру PR, указано в спецификации шины.
Причудливо вылепленный протектор шины - это не просто хороший внешний вид.
У каждого производителя шин есть свой способ определения типа протектора шины.
Материал, из которого изготовлена шина устойчивая к порезам и истиранию отличается от материала шины, который устойчив к перегреву. Долговечность шин из разных смесей может варьироваться до 30-40%.
Goodyear кодирует информацию о резиновой смеси с соответствующим номером после Типа. Число «2» означает материал, который выдерживает высокие рабочие температуры (жаропрочный), «3» - стандартная смесь (стандарт), «4» - смесь с нормальной устойчивостью к порезам (стандартная стойкость к порезам), «6» - материал с особенно хорошими свойствами и стойкостью к порезам (Ultra Cut Resistant).
Мишлен маркирует свои шины кодами: A4, A, B4, B, C4, C. Код А4 означает, что материал шины обеспечивает её особенно высокую устойчивость к проколам, разрывам и истиранию на очень плохих дорогах, но шина подходит только для низких скоростей. В свою очередь, шина, обозначенная кодом C, может использоваться на самых высоких средних скоростях и на больших расстояниях, но только на дорогах с хорошим покрытием
В карьере вы можете повысить долговечность шин, установив цепи из закаленной легированной стали, которые защищают как протектор, так и боковины шины от повреждений. Тогда это должны быть шины L2 или L3, а не «карьерные» шины. Цепи дороже шин, но они увеличивают долговечность шин в несколько раз. По словам одного из крупных производителей, срок службы цепей составляет от 6 до 14 тысяч моточасов. Чтобы определить экономическую эффективность этого решения, вам необходимо сравнить почасовую стоимость шин с цепями и без них:
Для работы на свалке или каменоломне может быть выгодно использовать шины, заполненные эластомером. Риск простоя уменьшится, и затраты на ремонт тоже, но:
Широко используемые на вилочных погрузчиках и мини-погрузчиках шины с резиной вместо воздуха можно использовать в небольших погрузчиках, работающих на полигонах.
Однако могут возникнуть серьёзные проблемы, если оператор едет быстрее, чем указано производителем шин и резко тормозит. В этом случае шина может потерять сцепление и вращаться относительно диска при торможении.
Это угрожает безопасности труда и, следовательно, вызывает необходимость замены очень дорогих шин на новые. Чтобы избежать этого, необходимо заблокировать переключение передач, когда машина может превышать допустимую скорость.
Минипогрузчик может быть оснащен шинами без заполнения воздухом. Традиционный диск и шина заменены на ступицу, соединенную с протектором с помощью полиуретановых кронштейнов. Это обеспечивает сопротивление проколу, не лишая шины большой гибкости.
Выбор правильной шины довольно сложен. Стоимость ошибки измеряется десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей. Поэтому стоит использовать знания, которые есть у профессиональных продавцов шин для строительной техники. Для обеих сторон было бы полезно записать подробные условия работы шин и приложить такие спецификации к условиям гарантии.